Духовно-созидательный камень № 93

Давайте прочитаем из Ефесянам 1:3-6 и 11-12:

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…”

По благодати Божьей Книга искупления была открыта в наши дни, и Божьи тайны, ранее сокрытые, были раскрыты через Послание последнего времени. Теперь давайте послушаем сказанное устами седьмого ангела из Откровения 10:1-7 об истине предопределения:

Так вот, Послание к Ефесянам, как я говорил — по моему мнению, это одно из величайших Посланий Нового Завета. Оно нам показывает, что кальвинизм (абсолютное предопределение) уходит в одну крайность, а арминианство (отсутствие предопределения) уходит в другую крайность, но Послание к Ефесянам соединяет всё это вместе и позиционно размещает Церковь.

Избрание ссылается на предузнание, а из предопределения следует судьба. Не забудьте этого, что избрание как бы оглядывается, вот так: “Я был дурнишником. Я родился во грехе, зачат в беззаконии, пришёл в мир, говоря ложь, родился среди грешников. Отец и мать, и вся моя семья — грешники. Я был дурнишником. Но внезапно я стал пшеничным зерном. Как это произошло?” Это… Что это? — Избрание. Бог прежде основания мира избрал, чтобы дурнишник стал пшеничным зерном. “Я знаю, что я — пшеничное зерно, потому что я спасён. Как же я это знаю?” — Оглядываюсь и вижу, что Он предопределил это давным-давно. Предузнанием Он видел, что я полюблю Его, так что Он совершил умилостивление через Своего собственного Сына (2 Кор. 5:18-19), чтобы через Него я мог из дурнишника превратиться в пшеничное зерно. “И где я теперь?” — Я спасён, я хожу в благодати Божьей. “Что следует из предопределения?” — Судьба. “Куда Он возьмёт меня, и куда я направляюсь?” Никуда ты не денешься. Вот вам, пожалуйста. [1]

Как нам было дано наше наследство, через что? — Предопределение. Предопределение — это предузнание. Каким образом Бог знал, что Он сможет доверить тебе быть проповедником? — Через Своё предузнание. “Не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего” (Рим. 9:14-16). Верно. Предопределение — Он знал, что было в тебе. Он знал, что было в тебе, ещё до того, как ты пришёл на эту землю. Он знал, что было в тебе, когда ещё и земли не было, на которую ты придёшь. Это Он. Это безграничный Бог, безграничный. Мы ограничены, мы думаем только ограниченно. [2]

Он дал человеку свободный моральный выбор: “Если ты примешь это — будешь жить, если ты примешь вот это — умрёшь” (Быт. 2:15-17). И каждый приходящий в этот мир человек по-прежнему предстаёт перед тем же. Бог Своим предузнанием знал, кто примет, а кто не примет.

Вчера один теолог, который посещал собрания или слушал плёнку, задал вопрос, сказал: “Один вопрос!” Он спросил: “Тогда Бог вездесущий? Тогда, — сказал он, — Он может быть повсюду?”

Брат Бранхам сказал ему: “Он вездесущий не в том смысле, какой подразумевает это слово ‘вездесущий’. Он не может быть Существом и в то же время быть вездесущим. Если Он вездесущий, тогда зачем вы молитесь о Святом Духе? Если Он вездесущий, то Он заполняет каждую трещину, угол, расщелину, каждую клетку, волокно и всё остальное. Наконец, зачем же Он разыскивал Моисея, если Он вездесущий? Зачем Он бегал по всему Эдемскому саду и кричал: ‘Адам, Адам, где ты?’ — если Он вездесущий?” (Быт. 3:8-10)

Он вездесущий, потому что Он всеведущий. Он знает всё, потому что Он безграничный, именно эта безграничность делает Его вездесущим. Раз Он безграничен, значит, Он восседает в Небесах, Он пребывает в каком-то месте, потому что Он Существо.

Но, будучи безграничным, Он знает всё, знает, сколько раз комар моргнёт своим глазом. Знает каждого шмеля, забирающегося в соты, чтобы достать мёд. Он знает каждого воробья, сидящего на дереве. Он знает каждую твою мысль, потому что Он безграничный и всеведущий (Пс. 138:1-18). То есть, Он не только безграничный, Он всеведущий, Он знает всё. Но Он Существо, Бог — это Существо, и из этого Существа начинают выходить вот эти (Его атрибуты).

Поэтому теперь Бог ставит… Он уже проявил Себя, Он Бог. Он уже проявил Себя как Спаситель, человек был погибшим, но Он спас нас (Еф. 2:8). Он уже проявил Себя как Исцелитель (Ис. 53:4-5). Не имеет значения, что о Нём говорят люди — Он всё равно тот же самый. Он Исцелитель, Он Спаситель, Он Бог, Он вечный. И у Него есть цель, и с самого начала Его целью было создать творения, которые любили бы Его и поклонялись Ему.

И Он создал существа, и существа пали. И тогда Бог Своей беспредельностью посмотрел сквозь течение времени и увидел каждого человека, который будет спасён, каждого человека, Он знал это через предузнание. Поэтому, если через предузнание Он знал, кто будет спасён, а кто не будет спасён. Он мог предопределить (1 Тим. 2:3-4). Поэтому, для того, чтобы получить тех, которые будут спасены, Ему надо было сделать умилостивление за их грехи (1 Иоан. 2:2). Он предопределил нас к Вечной Жизни, зная, что те, которые всё отбросят в сторону — какими бы безразличными к этому ни были дети этого мира, для тех это не будет иметь никакого значения, потому что они дети Божьи.

И Он призвал нас (Деян. 2:38-39), и Он послал Иисуса, чтобы Его Кровь стала искуплением, искупление Кровью, чтобы совершить умилостивление, или же принятие, или же очищение, чтобы процесс очищения был постоянно! Не только один раз при одном пробуждении, но “всегда живёт и ходатайствует” (Евр. 7:25), чтобы сохранять христианина чистым днём и ночью. Именно Кровь Иисуса Христа обеспечивает это принятие там на кресте, в Присутствии Божьем, очищает нас постоянно, днём и ночью, от всякого греха (Рим. 8:33-34). И мы надёжно спрятаны (2 Тим. 2:19). Спрятаны как? — Святым Духом в Теле Господа Иисуса (1 Кор. 12:13), и в безопасности. “Слышащий Слова Мои и верующий в Пославшего Меня, имеет Жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл из смерти в Жизнь” (Иоан. 5:24). Нет больше осуждения! Христианин на суд не идёт (Рим. 8:1). За него пошёл Христос. Мой Адвокат встал на моё место. Он защитил моё дело, что я был в неведении. Он рассказал Отцу, что я был недостоин, что я был в неведении. Но Он возлюбил меня, и Он встал вместо меня, и защитил моё дело, и сегодня я свободен! Так точно. И там Он пролил Свою Кровь, чтобы принести Её за наши грехи (Евр. 9:11-12, Рим. 5:8-10). [3]

Так вот, Агнец, когда ещё ходатайствовал там, Он знал, что там были имена, внесённые туда от основания мира (Отк. 17:8). И пока эти имена ещё не проявились на земле, Он должен оставаться там Ходатаем. Вы поняли? Чистое предопределение! Понимаете? Хорошо. Он должен был там оставаться, потому что Он пришёл умереть за тех, кого Бог предназначил к вечной Жизни (Деян. 13:48). Понимаете? Понимаете? Своим предузнанием Он видел их, не Своей волей. Его воля в том, чтобы никто не погиб. Но Своим предузнанием Он знал, кто спасётся, а кто — нет (1 Тим. 2:3-4). [4]

Иисус отдал Свою жизнь для искупления многих (Матф. 20:26-28).

Но Бог требовал смерть, искупление за наши грехи (Рим. 6:23, Евр. 2:9-10, Евр. 9:22). Так вот, существует довольно большая разница между религией и спасением. Религия — это покрывало. Понимаете? Спасение — это рождение, дар Божий. Спасение — это рождение, дар от Бога, и его не сможет достичь какой-либо человек или какая-либо группа людей. Именно отдельному человеку Бог даёт этот дар (Рим. 3:21-26). И эти дары вечной Жизни были назначены Богом каждому человеку в отдельности ещё до существования земли, согласно Писаниям. В Библии в Откровении сказано, что антихрист, который должен прийти на землю, обольстит всех, живущих на земле, чьи имена не были записаны в Книгу Жизни Агнца прежде основания мира (Отк. 13:8). Видите? Бог через Своё предузнание видел, кто придёт, а кто не придёт, Христос сошёл, чтобы проделать путь для тех, кто придёт (понимаете?), зная о других (Деян. 22:14).

Если Он вообще Бог, то Он должен быть безграничным. А если Он безграничный, Он не может быть безграничным, не являясь всемогущим. Он не может быть всемогущим, не являясь вездесущим. Он не может быть вездесущим, не являясь всеведущим. Так что, вы видите, всё это делает Его Богом.

Итак, Он знал конец от начала. Он знал, кто придёт, а кто — нет, и Он знал, что многие придут, поэтому Он послал Христа, чтобы совершить искупление за тех, которые придут. Так вот, что бы мы ни делали, это не имеет никакого значения. Иисус сказал: “Все, кого Отец дал Мне, — дал (прошедшее время), — придут ко Мне. И никто не может прийти, если не привлечёт его Отец Мой” (Иоан. 6:37+44, 10:27-30). Видите? Итак, видите, это всё находится в Божьем знании.

Вы скажете: “Брат Бранхам, а я там?” — Я не знаю. Я надеюсь, что я там. Мы совершаем своё спасение со страхом и трепетом (Фил. 2:12-13). Вот, Церковь предопределена встретиться с Богом, не имея пятна или порока (Еф. 5:25-27). Так вот, если мы в той Церкви, мы предопределены вместе с той Церковью. Итак, исследуйте себя по Слову, тогда вы сможете проверить, насколько далеко мы продвинулись (2 Кор. 13:5). [5]

Уверяю вас, спасение — это личное дело исключительно между человеком и Богом, один человек ищет “своё собственное спасение в страхе и трепете”. И сегодня как учитель или как служитель Христа я не знаю никакого другого основания, чем утвердить его на Слове. Я не могу основывать его ни на чём другом. [6]

Бог знал конец от начала, поэтому Он мог всё спланировать, чтобы всё получалось только для Его славы (Рим. 8:28-30). И это придаёт нам смелости, ведь что бы ни происходило вокруг, Бог делает так, чтобы всё…часы тикают точно по времени (Еф. 1:3-6).

Иногда мы утомляемся, расстраиваемся, мы начинаем торопиться. Мы думаем: “О-о, мы должны сделать одно или сделать другое”.

Но запомните, Божьи часы идут точно по времени. Все эти дела должны обстоять таким образом. Всё должно происходить согласно Его великому знанию, Его предузнанию, потому что через предузнание Он мог предопределить; не по Своему желанию, но Своим знанием. Бог предопределяет не по Своему желанию. Он не желает, чтобы кто-либо погиб, но благодаря Своему предузнанию Он знал, кто примет, а кто нет. Поэтому Он может сделать так, чтобы всё действовало по Его большим часам, которые тикают, потому что Он мог предсказать конец от начала. И поэтому Он знал, что мы будем жить в этот день. Он знал, что таким будет наше время. У Него были планы на этот день. У Него были планы на каждый день. И ни один из Его планов не потерпел провала. Он всегда вовремя (Екк. 3:1-11). [7]

Заметьте: Бог открывает Слово Своё только в предопределённых. Так вот, когда я использую слово “предопределить”… Нехорошо употреблять это слово на людях, особенно когда бывает смешанное собрание… Благодать — это то, что Бог сделал для меня, дела — это то, что я делаю для Него (Иак. 2:14-26).

Но когда я использую это слово “предопределённый”, только этим словом я могу… Это Божье предузнание, что Он знает. Он умер, чтобы все могли спастись, Он умер, но Своим предузнанием Он знал, кто спасётся, а кто нет. Понимаете? Это знает Он. Я этого не знаю, и вы этого не знаете, так что мы со страхом и трепетом совершаем своё спасение.

Вот, но у Бога установлено Его Слово, и так во всех периодах. Его предузнание побудило Его поместить в церковь и в людей определённые вещи, которые Он совершал от начала. И потом проповедуемое тому периоду Евангелие открывается только тем определённым людям. Остальные этого не видят (Матф. 13:13-17). Понимаете? “Благодарю Тебя, Отец, что Ты сокрыл это от глаз умных и разумных, а открываешь младенцам, желающим научаться” (Матф. 11:25). Это и есть предопределение. Не то, что Он сделал это так, скажем: “Тебя Я выберу, а тебя не выберу”. Посредством Своего предузнания Он знал, что вы сделаете. [8]

Только таким образом вы узнаете Его и сегодня — через откровение (Иоан. 17:3), только так вы получите тройное откровение Божье — когда Святой Дух… А это может быть только одним образом — вы предопределены это увидеть. Если нет, то вы никогда этого не увидите. Если вам не предопределено это увидеть, то вы никогда этого не увидите, потому что этот Свет может просиять, а вы уйдёте прочь и посмеётесь над этим, и отмахнётесь от этого объяснениями какого-то умственного понятия, тогда как Сам Бог проявляет Себя и доказывает это. Видите? Но если вам не дано это увидеть, вы этого не увидите.

Бог не сказал просто: “Я выберу вот этого, выберу вот этого”. Он мог предопределить потому, что Он безграничный, и Он знает каждый… Он безграничный, следовательно, Он всё знал. Он знал конец и мог определить конец от начала. Он — Бог. Если Он не может этого сделать, то Он не Бог. Так точно. Он безграничный. [9]

Так вот, Он всё это открывает посредством Своего предузнания тем, кого Он предназначил для всего этого, иначе они этого не видят. Стоят прямо там, смотрят прямо на это и не могут этого увидеть (Ис. 6:9-10).

Посредством Своего предузнания Он предопределил, чтобы всё это произошло. [8] Он записал эти происшествия и события в Своём Слове, в Библии (2 Пет. 1:21, 2 Тим. 3:16-17).

Он выбирает Своего человека Своим предузнанием. Как Он сказал в Римлянам 9:10-13 (чтобы утвердить избрание Божье), что Исав и Иаков, оба родились у святых родителей, двойняшки, чтобы Его избрание надёжно утвердилось, Он сказал: “Исава Я ненавижу, а Иакова люблю”, — когда ещё ни один из мальчиков не родился. Понимаете? Он знает, что в человеке, Он от начала знал, что там было, поэтому Он может сделать так, чтобы всё действовало совершенно точно по времени. Мы нервничаем и расстраиваемся, вы никогда не видели, чтобы Он расстраивался, нет. Понимаете? Всё действует в полном порядке, часы тикают с совершенной точностью. [8]

Я верю, что есть предопределённая Невеста. Я верю, что Бог сказал, что у Него будет Церковь без пятна и порока (Еф. 5:25-27). Я верю в предопределение: что Невеста предопределена (Еф. 1:3-9), она обязательно там будет. Я надеюсь, что я с ней. Я с ней. Вот, моё дело — совершать своё спасение пред Богом, пока всё это не будет одобрено Богом, а затем запечатано в Царствие Божье. Вот это Святой Дух. Вот это подлинные дела Божьи. Это запечатано до дня искупления (Еф. 4:30).

Позвольте мне хорошенько это изложить, чтобы вы поняли: Церковь предопределена к тому, чтобы быть там. Я хочу быть с ней, но я смогу быть с ней, только если буду её частью. Как я становлюсь её частью? — Находясь в ней. Как мне попасть в неё? — Крещением одним Духом. Первое Коринфянам 12:13: “Одним Духом мы все крестились в одно Тело…и все напоены одним Духом”, — в одно Тело, крещены в Него (1 Кор. 12:27).

Нельзя прилеплять эти пустяки, говоря: “Я заговорил языками. Я Его получил”. А сам потом злишься, и ругаешься, и выделываешься — это как прицепить к сойке павлиньи перья. Понимаете? Ничего не получится. Твоя жизнь доказывает, что это не так. Но когда всё вот это в тебе задействует Бог, тогда ты запечатан (Еф. 1:13-14). Тогда не будет ничего напускного. Просто остаёшься самим собой. Вот тогда проявляются видения, совершенные Божьи дела Святого Духа, всё. А почему? — Ты и Христос становитесь одно (надеюсь, что это понятно), ты и Христос становитесь одно (Еф. 4:4-6). [10]

До основания мира Бог, Который через предузнание знал конец от начала, Он избрал, откуда вырезать. Он знал различие между Исавом и Иаковом. Он знал различие между грешником и святым. Он знал разницу. Он знает мотив каждого сердца, поэтому Он избрал нас до основания мира и записал наши имена в Книгу Жизни Агнца, а также и Агнца, Который должен был быть заклан (и наши имена записал до того, как Он был заклан). И в Библии сказано, что Христос был Агнцем, закланным до основания мира. И наши имена были записаны в Книгу ещё тогда, когда Он…когда Он был избран на заклание, как Агнец; мы были избраны, чтобы Он был заклан именно за нас (Отк. 13:8). [11]

Очень часто, когда мы смотрим на Писания своим взглядом, кажется очень жёстко. Но если их немного изучим, мы найдём, что премудрый Бог точно знает, что Он делает. И Он знает, как всё это делать, и как обращаться с человеком. Он знает, что в человеке (1 Кор. 2:11-16). Он его знает. Мы не знаем. Мы знаем только с интеллектуальной стороны. Он знает, что в человеке на самом деле. [12] Ибо Господь испытывает все сердца и знает все движения мыслей (1 Пар. 28:9).

Мы видим на Моисее, что он родился в этот мир одарённым мальчиком. Он родился пророком, избавителем. Он родился с врождёнными задатками, как и любой человек, являющийся в мир, рождается с задатками, поскольку я твёрдо верю в предузнание Божье, в предопределение.

“Не то, что Бог желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию”. Но, будучи Богом, Он должен был знать и знает конец от начала. Понимаете? Если Он не знает, значит, Он не безграничный; а если Он не безграничный, Он не Бог. Так что, Он, конечно, не желал, чтобы кто погиб, но Он знает, кто погибнет, а кто не погибнет. По этой причине, с этой самой целью Иисус пришёл на землю — чтобы спасти тех, кого Бог через Своё предузнание видел, кто хочет быть спасён, потому что весь мир был осуждён. И я не вижу другого способа, как можно этому учить, только предузнание Божье, и в Библии ясно говорится, что Он знает конец от начала и может его определить.

Следовательно, когда люди пытаются быть такими, какими они не являются, они только подражают, и рано или поздно тебя выведут на чистую воду. Твои грехи уличат тебя. Их не покроешь. Для греха есть только одно покрытие — это Кровь Иисуса Христа, а она не может быть нанесена, если Бог не призвал тебя от основания мира.

И Моисей родился с даром веры; Моисей имел великую веру. Мы видим, как она потом выявилась в нём. И он родился в замечательной семье, как мы знаем о его отце и его матери, родом из семьи Левия. Ведь история здесь, перед этим, в Книге Исход, так прекрасно описывает жизнь этого великого персонажа. И он был одним из самых великих персонажей Библии, потому что он был определённым прообразом Господа Иисуса.

Так вот, видите, он родился, имея в себе этот великий дар и качества, потом нужно было, чтобы Нечто осияло это, чтобы это оживить.

Понимаете, в действительности семя Божье вложено в нас от основания мира. И как только этот Свет попадает на это семя, Он его оживляет, но сначала на семя должен попасть Свет.

И сам по себе этого не сделаешь. В вашу внутренность должен войти Христос. И если там залегает то семя, и этот Свет на него попадёт (Иоан. 8:12), оно оживёт. Если оно не оживает, значит, там нечему оживать, потому что это достоверно проверено на других. Как только на него попадает Свет, оно тут же оживает.

Там залегало это предопределённое семя. И когда на него попал Свет, оно ожило. Его не удержишь. Жизнь не скроешь.

Можете взять и налить на траву бетон, и погубить во время зимы. А следующей весной где больше всего травы? — Как раз по кромке бетона, потому что зарождённое семя под этим камнем, когда начинает светить солнце, его не удержишь. Оно протиснется через всё это и взойдёт у самой кромки, и высунет головку во славу Божью. Видите, жизнь не скроешь. Когда солнце попадёт на растительную жизнь, она обязательно будет жить. И когда Святой Дух попадёт на библейскую Жизнь внутри человека, на семя Божье, оно тут же приносит свой плод. [12]

О-о, я надеюсь, что Бог доносит это до ваших сердец. Это не то, чему вы можете себя обучить, это не то, чего вы можете начитаться. Это то, что Бог делает для вас через избрание: “Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:14-16). [13]

Я всегда добивался от людей: “Ходите в церковь, неважно, куда вы пойдёте”. И я увидел, что люди как бы воздерживаются и поступают иначе. И я подумал: “В чём дело?” Я пошёл к некоторым из них: “В первый же день, как придёшь, к тебе подойдут: ‘Присоединяйся к нашей церкви’. Если этого не сделаешь, тебя там не ждут”. Это насильственно, тебя принуждают, а это Вавилон. Но во Христа входишь посредством избрания, а не насильно. Твоё сердце притягивает тебя. [14]

Много вопросов здесь о Невесте и о церкви: “Будет ли Невеста…? Будет ли это…? Церковь и…” Их нельзя подразделять. Невеста — это избранные Божьи (Иоан. 15:16). А церковь проходит через скорбь. Вот об этих говорится: “Всякий желающий пусть приходит” (Отк. 22:17). Невеста же — это избранные Божьи.

Есть пять служений, избираемых Богом. “Ибо Бог поставил в Церкви апостолов, пророков, учителей, пасторов, евангелистов” (Еф. 4:11, 1 Кор. 12:28-30). Это сделал Бог. У человека — дьяконы и так далее, и всё такое, но, вы видите, но Бог установил в Церкви для усовершенствования Церкви, этого нельзя отделить. [15]

Бывает столько притворства в ощущениях и разных подобных вещах. Но когда ты веришь в сердце (Рим. 10:8-10), когда с тобой нечто произошло, это сделал Бог, и только один Бог может это сделать. Так что Бог по благодати и избранию вкладывает в твоё сердце веру в это. Её там раньше вообще не было, и ты никак не мог туда её вложить. Бог вложил её туда, и ты ответил на зов. [16]

И тогда, когда пришёл Святой Дух, а вы были на земле, живя здесь как грешник, глубоко в вашей жизни нечто есть. Вы не знаете, что происходит, но вы жаждете. В вас что-то есть, нечто, чего не вы поместили туда внутрь. У вас не могло быть желания, чтобы это нечто было там внутри. Это нечто вопреки вашей собственной натуре. Это исполняющееся предузнание Божье. [17]

Святой Дух дан, чтобы приносить Свет тем семенам, о которых Бог Своим предузнанием знал, что они будут здесь на земле. Поскольку Он знал первое естественное семя, то Он знает, где находится духовное семя. Как только Бог создал землю, ваше тело лежало здесь на земле уже в то время. Мы — часть земли. Мы лежали там. И Своим предузнанием Он знал точно, кто будет любить Его, и кто будет служить Ему, а кто не будет. Его предузнание определяет это. Если это не так, значит, Он не Бог. Он не может быть Богом, не будучи безграничным. А если Он безграничен, то Он всё знает.

Итак, вы видите, как люди делают большие ошибки. Они претыкаются об это. Они налетают на это, и они думают одно, другое, но из этого не получится того, что надо — мы это видим. Но то, что надо, получится, если найти совершенную Божью волю и оставаться в ней в том, к чему призвал вас Бог. [18]

Ссылки:

[1] “Книга Иисуса Навина параллельно Ефесянам» (Усыновление, ч. 1), пар. 34+106

[2] “Усыновление” (Усыновление, ч. 4), пар. 103

[3] “Позиция во Христе” (Усыновление, ч. 3), пар. 47-51, 53-55

[4] “Первая Печать”, пар. 59

[5] “Почему я против организованной религии”, пар. 34-37

[6] “Обвинение”, пар. 106

[7] “Сверхзнамение” (29.11.63), пар. 10-12

[8] “Не пытайся делать Богу услугу” (27.11.65у), пар. 131-133, 135, 138, 139

[9] “Христос — открытая тайна Божья”, пар. 335-336

[10] “Богохульные имена”, стр. 21-22

[11] “Десять дев”, пар. 191

[12] “Что вопиёшь? Говори!” (14.07.63у), пар. 29-33, 37-38, 116, 119-121

[13] “Услышать, признать, поступать по Слову Божьему” (21.02.60), пар. 57

[14] “Единственное усмотренное Богом место поклонения” (28.11.65у), пар. 204-205

[15] “Вопросы и ответы” (23.08.64в), пар. 53-54

[16] “Авраам и его семя после него” (23.04.61), пар. 33

[17] “Пасхальная Печать, пар. 63

[18] “Один из миллиона”, пар. 62-63